Яна Балтаева: если б не было войны...

Бывало и так... Война, именуемая разлучницей, Эриха Карловича Лиллепеа и Ларису Ивановну Кононову, напротив, соединила на всю жизнь.

Мой прадед, гвардии лейтенант, уроженец станции Кабала Везенборгского уезда Эстляндской губернии (Эстония), и моя прабабушка, молоденькая медсестра из городка Струнино Владимирской области, встретились в 1943 году, на фронте, где и оформили законный брак.

Все, как в стихах Игоря Шаферана:

«Ну разве мы прожили б друг без друга,
Мой милый, если б не было войны…»

Юная серьезная светловолосая девушка и молодой статный лейтенант… Памятные мгновения ушедших лет навсегда сохранили потрескавшиеся от времени фотографии из семейного архива Лиллепеа.

7 июля 1942 года моя прабабушка, Лариса Ивановна, совсем юная, тоненькая, небольшого роста блондинка с прозрачным личиком, ямочками на щеках и доверчивым открытым взглядом, была призвана Струнинским горвоенкоматом на Калининский фронт медсестрой в эвакогоспиталь в звании сержанта. Надела на свои хрупкие девичьи плечи солдатскую шинель, и началась эта страшная эпопея, которую она никогда не любила вспоминать. 

Моя прабабушка несла суровые тяготы войны наравне с мужчинами. Всю войну проработала медсестрой, сначала в санитарном поезде, курсировавшем от Кувшиново до Струнино, а затем - в полевом госпитале 3-ей ударной армии Первого Белорусского фронта.

Фронтовая дорога армии, в состав которой входил и её эвакогоспиталь, прошла через Прибалтику, Польшу, а затем привела в Германию. Нагрузки были просто дикие: операции и перевязки следовали одна за другой, сотни раненых поступали за один день. Зачастую приходилось спать по 2-3 часа в сутки. 

Много раз Лариса Ивановна смотрела смерти в глаза. Она рассказывала об одном трагическом случае, когда в одной из палат перевязывала раненного в ногу парня. Он был в шоковом состоянии. Неожиданно противник начал обстрел. Один из снарядов пробил стену госпиталя и нанес раненому смертельный удар. А прабабушку тогда ранило осколком снаряда - пробило правую руку. Ей остановили кровотечение, наложили швы… Это было в 1943 году.

Но несмотря на страшные тяготы военного времени, молодость брала своё. Возвращаясь в свою служебную коморку после перевязок, она вытряхивала из карманов свернутые записки от раненых – все объяснялись ей в любви… И всем хотелось верить, что они любимы.

Однажды подруга прабабушки Ларисы, тоже медсестра, сдавая смену сказала, что к ним в эвакогоспиталь поступил с огнестрельным ранением в плечо молодой высокий красивый старший лейтенант-эстонец. Прабабушка не придала этому значения, но, как выяснилось, напрасно. Эрих Карлович Лиллепеа был будущим отцом моего дедушки, Лиллепеа Александра Эриховича.

Увидев Ларису Ивановну, Эрих Карлович уже не мог ее забыть.

Молодые люди сразу полюбили друг друга, на всю жизнь. Вместе они прошли трудными дорогами войны, вместе дошли до Берлина, где и встретили великую Победу!

Эрих Карлович был призван в ряды Красной Армии в 1939 году из Ленинграда. В звании сержанта участвовал в Советско-Финской войне. В годы Великой Отечественной войны воевал в составе 3-ей ударной армии Первого Белорусского фронта. Принимал участие в обороне Ленинграда и Москвы, освобождении Варшавы и Праги, штурме Рейхстага.

В боях он четыре раза был ранен. За мужество и отвагу награжден Благодарностью Верховного Главнокомандующего Красной Армии И.В. Сталина, орденами Боевого Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны первой и второй степени, медалями «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы», «За оборону Ленинграда», «За оборону Москвы» и другими. За каждой наградой – история личного подвига.

В электронном банке документов фонда Центрального Архива Министерства обороны РФ на сайте http://podvignaroda.mil.ru мы с мамой, внучкой Эриха Карловича, обнаружили немало свидетельств храбрости и мужества моего прадеда.

Согласно документам о награждениях, орден Красной Звезды Э.К. Лиллепеа получил за участие в Великолукской операции войск Калининского фронта в должности командира штурмовой группы. В копии документа сообщается: «Участвуя в штурме станции и депо города Великие Луки, в рукопашном бою был ранен осколками гранаты в голову и голень правой ноги, но с поля боя ушел лишь после вторичного ранения осколком гранаты при штурме холодильного комбината».

И это только один из эпизодов военной биографии моего прадеда Лиллепеа Эриха Карловича. «Проявил смелость и отвагу», «атаковал», «обеспечил продвижение отделения вперед», «умело организовал разведку», «действуя самостоятельно, захватил» – из скупых хроник документов о награждении постепенно вырисовывается облик воина – грамотного, бесстрашного, активного.

Эрих Карлович закончил войну командиром пехотного батальона, в звании гвардии капитана. До 1947 года служил в Германии военным комендантом Кведлинбурга.

В 1946 году у молодых родился старший сын Владимир. Роды были тяжелыми, ведь прабабушка Лариса была истощена и надорвана тяжелым, неженским, трудом.

В послевоенные годы молодые супруги сначала уехали в Эстонию, но вскоре они вернулись на родину прабабушки в Подмосковье, где у них родились еще две дочери - Лиля и Ида.

В 1953 году семья Лиллепеа перебралась на Урал в строящийся тогда молодой город Гремячинск. Прадед освоил профессию проходчика, участвовал в строительстве угольных шахт. В 1954 году бригаду прадедушки Эриха засыпало в шахте: он чудом остался жив, но получил серьезное увечье и до конца жизни ходил на костылях.

Эрих Карлович ездил по больницам и госпиталям в надежде спасти ногу, перенес гангрену, потом несколько операций, ведь ему тогда было только 37, но потом ногу всё же пришлось ампутировать. А в 1957 году в семье прибавилось. Родился мой дедушка: Александр Лиллепеа. По воспоминаниям, все тогда решили, что этим поступком Лариса Ивановна еще раз доказала Эриху Карловичу свою любовь…

Супруги уехали из Гремячинска в 1986 году из-за астмы прабабушки Ларисы в Брянскую область город Унеча. В 1992 году Эриха Карловича не стало. Лариса Ивановна до конца была с ним. Полтора года после смерти прадедушки она жила одна в Брянской области, ни за что не хотела возвращаться на Урал, где живут младшая дочь и сын. Они, зная, как она не любила этот суровый край, не настаивали на ее возвращении. Лишь в 1994 году она сама захотела вернуться к детям. В 1998 году её не стало.

Два года назад мой дедушка со своей сестрой приняли решение навестить на чужбине могилу своего отца. Долго плутав по кладбищу, они искали заброшенную могилу, но к их удивлению, могила моего прадеда Лиллепеа Эриха Карловича, была ухоженной. Оказывается, бывшие соседи выпалывали траву, убирали листву и вырезали поросль все это время. Они так почитали память об Эрихе Карловиче. 

Человек умирает дважды: первый раз - когда его хоронят, второй - когда его забывают. И именно поэтому не должно быть заброшенных могил. 

Время многое разрушает: не вечны люди, не вечны камни, не вечен даже свет далёких звезд. Но пока мы живы, пока нам ещё не всё равно, пусть могилы тех, кто отстоял нашу Родину, будут неподвластны времени. Пусть они напоминают о том, что люди, уходя из жизни, оставляют за собой светлую память.

“Бабушки и дедушки давно нет с нами, но воспоминания о них греют сердце”, – говорит моя мама Анастасия Александровна, внучка Эриха Карловича и Ларисы Ивановны. – Для страны дед – герой, честно выполнявший свой воинский долг, а для меня он навсегда останется в памяти родным человеком – большим, добрым, теплым и любящим.
 
Член Молодёжной избирательной комиссии Гремячинского городского округа Пермского края Яна Балтаева

Ссылка на публикацию в социальной сети «Вконтакте»: https://vk.com/id170102587?w=wall170102587_1414%2Fall
 
Напомним, Всероссийский конкурс «Памяти достойны», инициированный Российским фондом свободных выборов, посвящён 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

#ПамятиДостойны

#РФСВ

#Победа75

6 апреля 2020

Поделиться в соц. сетях
Мы в соц. сетях: