Совсем недавно Центральная избирательная комиссия Российской Федерации отпраздновала 25 – летие своей деятельности. За четверть века произошло немало изменений в период формирования и развития новой избирательной системы Российской Федерации.
Сегодня, нормы, детально регламентирующие избирательное право и процесс, помимо Основного закона нашей страны, в большей степени содержатся в Федеральном законе от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», который многие юристы и ученые по праву называют нашей «малой Конституцией». Данный нормативно правовой акт заменил собой ранее действовавшие Федеральные законы от 19 сентября 1997 года № 124 - ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», который в свою очередь пришел на смену «первоначальному» Федеральному закону от 6 декабря 1994 года № 56 - ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации».
67 Федеральный закон – это рамочный закон, устанавливающий принципы проведения выборов и референдумов в России, определяющий основные гарантии избирательных прав. Другие Федеральные законы, уставы, законы субъектов РФ, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в нашей стране, не должны противоречить ФЗ-67. Региональному законодателю предоставлено право лишь дополнять гарантии реализации гражданами России конституционного права на участие в выборах и референдумах.
За 25 лет вместе с законодательством менялись и порядок и процедура проведения избирательных кампаний. Так, представительные органы стали формироваться по смешанной избирательной системе, когда часть депутатов избирается на персональной, а другая – на партийной основе, кандидаты, которые выдвинуты на выборы политическими партиями, не собирают подписи. Избирательные округа образуются сроком на 10 лет. Отменен порог явки на выборах и определен единый день голосования.
Многие изменения были направлены на создание более комфортных условий голосования. Была разработана система включения избирателей в списки по месту их временного пребывания, что позволило гражданам голосовать на выборах там, где им удобно. Тестируется и используется новое
техническое оборудование: сборно-разборные кабины, прозрачные ящики для голосования, обновляются стенды и вывески участковых избирательных комиссий, все это несомненно способствует повышению доверия к институту выборов в России.
Для обеспечения еще большей открытости и прозрачности голосования на избирательных участках стало применяться и видеонаблюдение, был расширен круг наблюдателей от политических партий, кандидатов, общественных объединений.
Для облегчения работы избирательных комиссий и ускорения ввода протоколов была разработана система ГАС «ВЫБОРЫ». Уникальной является и новинка, появившаяся накануне президентских выборов 2018 года – «Мобильный избиратель». Любой избиратель на выборах Президента России 18 марта 2018 года мог проголосовать на любом избирательном участке. Этот новый механизм возник как альтернатива досрочному голосованию и открепительным удостоверениям.
Несмотря на огромную работу по развитию современной избирательной системы, которая была проведена за прошедшие 25 лет, уже сегодня можно наметить новые вехи развития. Все чаще, в последнее время, ученые и практики говорят о так называемом «ремонте выборной системы».
Стремительное развитие общественных отношений, появление новых правовых институтов, технических средств и возможностей указывают на необходимость совершенствования избирательного законодательства.
Совсем недавно и Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин поднял вопрос о возможности изменения выборных законов. Глава государства сравнил политическую систему России с живым организмом. «Мы должны смотреть, как имеющиеся инструменты работают в реальной жизни и что можно по ходу дела поправить, чтобы усовершенствовать, сделать более эффективной, работающей на благо народа», — сказал он.
В необходимости совершенствования избирательного законодательства сомнений нет. Вопрос лишь стоит в их характере и объеме. В этом деле ученые и электоральные юристы делятся на два больших лагеря.
Одни высказываются за кардинальный пересмотр всего избирательного законодательства, возможности его систематизации и кодификации. Так, 4 июля 2018 года между Российским фондом свободных выборов и представителями политологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова состоялось подписание соглашения о начале совместной работы над законопроектом «Кодекс о выборах и референдумах в Российской Федерации».
В сентябре того же года была представлена его структура, а уже сегодня на сайте Российского фонда свободных выборов доступен полный текст документа с пояснительной запиской, а также пакет поправок, содержащий возможные изменения, предлагаемые к внесению в настоящий проект Кодекса Российской Федерации о выборах и референдумах.
Новый законопроект содержит в себе основы организации выборов всех уровней, начиная с выборов Президента РФ, заканчивая выборами глав муниципальных образований. Примечательно и то, что кодекс содержит новые нормы об ограничении пассивного избирательного права ряда категорий субъектов, разъясняет электоральную правосубъектность граждан, дееспособность которых ограничена вследствие психического расстройства.
Отрадно и то, что в представленном тексте кодекса более полно прописано правовое регулирование наблюдателя, доверенного лица, представителя средств массовой информации. Уделено внимание электронному, дистанционному голосованию и возможности проведения электоральных экспериментов. Нашли отражение и нормы, касаемые порядка проведения предварительного голосования внутри партии.
Другая же группа экспертов выступает против большой реформы избирательного законодательства и предлагает точечные изменения в действующий закон. Они утверждают, что вопрос о принятии избирательного кодекса России сложный и дискуссионный. Очень трудно в едином, кодифицированном акте урегулировать тонкости федеральных, региональных и местных выборов.
Так глава ЦИК Элла Александровна Памфилова не видит предпосылок для фундаментальных изменений сложившейся избирательной системы и указывает на более тонкое реформирование действующего законодательства. «Не может быть сейчас никакой кардинальной реформы избирательного законодательства. Я скажу почему. Кто-нибудь слышал, что сейчас со стороны власти предполагается какое-то серьезное изменение политического вектора, политической стратегии? Я не знаю об этом. А все избирательное законодательство в стране логично должно проистекать из политического развития», - пояснила председатель Центральной избирательной комиссии России. Тем не менее Элла Александровна затронула вопросы о необходимости изменения процедуры сборки и проверки подписей в поддержку кандидатов, смягчения муниципального фильтра и наделения ЦИК России реальными полномочиями в работе с муниципальными комиссиями.
Так, что же в итоге? Обобщая изложенное, становится понятно, что ряд институтов избирательного права все же нуждается в более детальной законодательной регламентации.
Дмитрий Сергеевич Песков, комментируя «избирательную реформу», говорит: «Пока нет четко сформированной позиции. Сейчас осуществляется обмен подобными экспертными точками зрения, безусловно, мнение Эллы Памфиловой важно, оно принимается во внимание. Есть и другие точки зрения», - сказал пресс – секретарь Президента РФ. Он заключил, что «пока это все на уровне экспертного обсуждения».
Безусловно, вопросы дистанционного, электронного голосования, информационного освещения выборов, муниципального фильтра, сбора и проверки подписей, структуры избирательных комиссий должны найти свое отражение в электоральных законах. В какой форме это будет сделано вопрос пока открытый.
Юлия Дубровина
член Молодежной избирательной комиссии Саратовской области,
доброволец Российского фонда свободных выборов