Общественно-профессиональные объединения – Центры избирательного права и процесса (ЦИПП) были созданы благодаря объединению усилий организаторов выборов и научных сотрудников при вузах юридического профиля и в настоящее время успешно работают в 19 регионах нашей страны.
Общая потребность в координации, стандартизации и совершенствовании процесса обучения нормам избирательного законодательства объединила представителей ЦИПП, практиков и правоведов в Федеральный координационный совет (ФКС).
Соответствующее решение было единогласно поддержано участниками Всероссийского совещания руководителей Центров избирательного права и процесса, прошедшего в мае 2019 года в Пятигорске при поддержке Российского фонда свободных выборов и ЦИК России.
В состав ФКС вошли 43 авторитетных электоральных эксперта. Они главным образом являются непосредственными руководителями действующих региональных Центров избирательного права и процесса, а также известными на всю страну юристами-теоретиками и практиками, председателями ряда региональных избирательных комиссий, в том числе членами Ассоциации юристов России.
Координатором ФКС стала директор Северо-Кавказского ЦИПП, профессор Пятигорского госуниверситета Людмила Тхабисимова.
ПРОВЕРКА ПРАКТИКОЙ
Центры избирательного права и процесса хоть и созданы далеко не во всех субъектах Российской Федерации и длительное время оставались без централизованной поддержки, но тем не менее они реально существуют и постепенно развиваются.
История появления Центров избирательного права и процесса не всегда была линейной и последовательной. Созданные и существующие в настоящий период центры можно условно разделить на научные и обучающие.
В отдельных российских регионах научные центры избирательного права и процесса создавались на базе профильных кафедр университетов. Например, Центр избирательного права и процесса в Волгоградской области был создан в 2014 году на базе Волгоградского института бизнеса1. Принимавший участников Всероссийского совещания Северо-Кавказский Центр избирательного права и процесса был основан в 2016 году2.
Однако был и другой путь. Пик создания образовательных центров электоральной ориентации пришелся на 2013–2015 годы, когда при поддержке общественных организаций правовой направленности граждане могли пройти обучение и при желании стать наблюдателями от кандидатов и избирательных объединений, близких по их политическим интересам. Спустя несколько лет изменилась политическая ситуация и законодательство, а подобные центры стали не столь востребованными. Можно предположить, что центры при организациях менее актуальны и сегодня, поскольку на выборах всех уровней появились общественные наблюдатели, а функцию обучения участников избирательного процесса выполняют субъекты общественного контроля. Региональные избиркомы также оказывают им содействие в рамках заключенных Соглашений3.
Фактически реально действующими являются те Центры избирательного права и процесса, которые были созданы на базе юридических факультетов при методической и организационной поддержке избирательных комиссий субъектов Российской Федерации.
К СИСТЕМНОСТИ ЧЕРЕЗ ЕДИНСТВО
На сегодняшний день главным недостатком чрезвычайно важной деятельности по обучению основам избирательного права и процесса наблюдателей, представителей СМИ, организаторов выборов и даже сотрудников органов правопорядка является отсутствие системности.
Более тридцати различных учебников по избирательной тематике одновременно используются в разных регионах. Практически в каждом высшем учебном заведении существует свой взгляд, свое толкование норм, регулирующих выборы и референдумы. На межрегиональном уровне отсутствует единство практик и общий методологический подход. Процесс обучения избирательному праву не имеет единых стандартов оценки качества, учебно-методической базы и прочих важнейших образовательных критериев. Фактически в большинстве случаев качество обучения определяется исключительно личностными и профессиональными качествами педагога и наставника, вовлеченного в процесс интенсивной подготовки тех, от кого во многом зависит законность выборов.
Преодолеть подобную «творческую самодеятельность» на местах не представляется возможным без координации и структурной оптимизации институтов, участвующих в развитии электоральной культуры.
Представляется, что в решении этой задачи Центры избирательного права и процесса призваны сыграть решающую роль. В своем выступлении на Всероссийском совещании председатель ФКС – секретарь ЦИК России Майя Владимировна Гришина особо подчеркнула значимость работы центров по аккумулированию и популяризации знаний в области избирательного права и процесса, выработке единых стандартов подготовки различных категорий участников избирательного процесса – наблюдателей, членов избирательных комиссий, кандидатов – и призвала налаживать активное межрегиональное взаимодействие центров.
В этом направлении и были сформированы следующие основные цели ФКС ЦИПП4:
содействие образованию и развитию региональных Центров избирательного права и процесса;
определение общих подходов и основных направлений работы по обучению и повышению правовой культуры участников избирательного процесса;
выработка рекомендаций и предложений по вопросам совершенствования избирательного права и процесса;
осуществление эффективного взаимодействия с научным и экспертным сообществом в целях наиболее полного учета общественного мнения и позиций экспертов и специалистов в сфере избирательного права и избирательного процесса;
оказание научно-практического содействия ЦИК России по наиболее важным вопросам организации и проведения выборов в целях обеспечения реализации избирательных прав и свобод граждан Российской Федерации;
взаимодействие со средствами массовой информации, другими заинтересованными структурами в целях содействия укреплению авторитета российской избирательной системы;
повышение электоральной активности и правовой культуры молодежи путем поддержки работы системы молодежных избирательных комиссий.
По мнению члена ФКС – председателя Избирательной комиссии Ленинградской области Михаила Лебединского, выборы невозможно организовать и провести на высоком уровне без глубоких знаний избирательного законодательства, высокого профессионализма, большого жизненного опыта и мудрости, принципиальности и твердости духа, умения выстраивать доброжелательные отношения с окружающими, качественного взаимодействия со всеми участниками избирательного процесса. Одна из непростых задач, которую, по нашему мнению, должен попытаться разрешить Федеральный координационный совет, – это поиск и формирование новых подходов для обеспечения доверия граждан к избирательному процессу, к избирательным комиссиям и результатам выборов, формирование критериев прозрачности выборов, а также механизмов реализации этого принципа в избирательном процессе.
ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Председатель ЦИК России Элла Александровна Памфилова, приветствуя участников Всероссийского совещания Центров избирательного права и процесса, отметила5: «Всероссийское совещание, организованное Российским фондом свободных выборов при поддержке ЦИК России, призвано стать объединяющим фактором для научного и экспертного сообщества, должно способствовать популяризации избирательного права и процесса, а также дать мощный импульс созданию новых Центров избирательного права и процесса в масштабах всей России».
Эти слова начали воплощаться в реальность в самые короткие сроки. Например, в Свердловской области спустя две недели после мероприятия был создан Центр избирательного права и процесса на базе Уральского государственного юридического университета6.
В то же время между Избирательной комиссией Ленинградской области и Санкт-Петербургским государственным университетом было заключено соглашение о сотрудничестве, в рамках которого принято решение о формировании на базе университета Центра избирательного права и процесса. Возможности университета позволили создать высокопрофессиональную площадку, которая объединяет ученых и практиков и помогает проводить постоянное обучение участников избирательного процесса, подготовку профессиональных кадров избирательных комиссий. Первых обученных наблюдателей ЦИПП Ленинградской области выпустил уже к единому дню голосования 8 сентября 2019 года. Кроме того, в рамках сотрудничества Леноблизбиркома и университета будут разрабатываться и внедряться в избирательный процесс новые технологические решения, также планируется найти практическое применение программным продуктам, разрабатываемым Центром технологий распределенных реестров СПбГУ на выборах в Ленинградской области.
Результатом этой работы стало создание электронной системы внутреннего и внешнего контроля избирательного процесса «ЭЛОРИС», недавно представленной заместителем Председателя ЦИК России Николаем Ивановичем Булаевым на Международной научно-практической конференции «Цифровизация избирательных процессов. Гуманитарное измерение».
С уверенностью можно отметить: в последние годы отечественное избирательное право стало наиболее прогрессивным7. Столько законодательных новелл, сколько принимается в современный период, не застали многие этапы развития избирательного права в современной истории России, а участие в реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» лишь подкрепляет устремленность на новации в интересах избирателей8.
Очевидно, что система правового просвещения, обучения, подготовки и переподготовки электоральных юристов широкого профиля должна соответствовать темпам и уровню развития технологий, стремительно трансформирующих информационное общество конца прошлого столетия в социальную систему цифровой эпохи двадцать первого века.
Представляется, что если на базе существующих Центров избирательного права и процесса удастся выстроить реально действующую систему дополнительного правового образования, то сообща можно будет преодолеть разрыв между теорией и практикой, идеальными и реальными выборами.
Для этого необходимо с помощью Федерального координационного совета привести сложившуюся практику работы Центров избирательного права и процесса в соответствие со статьей 75 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в целях интеллектуального совершенствования, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.
Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями и стандартами.
Таким образом, ФКС ЦИПП мог бы стать тем координирующим органом, который в силах взять на себя разработку программы дополнительного предпрофессионального обучения основам избирательного права и процесса, соответствующего учебника и других учебно-методических материалов.
Однако, учитывая объем и значение этой работы, возможно, начать следовало бы с подписания соглашения о сотрудничестве между Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и Министерством просвещения Российской Федерации.
В заключение хотелось бы вспомнить известную мысль Д. Кларка: «Политик думает о следующих выборах, а государственный муж – о следующих поколениях». Уникальность ФКС ЦИПП заключается в союзе государственников и политиков, совершенствующих избирательную систему в интересах будущих поколений граждан России.
Список использованных источников:
1 Центр избирательного права и процесса // Официальный сайт ЦИПП Волгоградского института бизнеса // URL: http://kzchv.volbi.ru/.
2 Открылся новый Северо-Кавказский Центр избирательного права и процесса // Официальный сайт Российского центра обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации // URL: http://www.rcoit.ru/news/31979/.
3 Соглашение о взаимодействии Избирательной комиссии Краснодарского края и Общественной палаты Краснодарского края // Официальный сайт Избирательной комиссии Краснодарского края // URL: http://www.krasnodar.izbirkom.ru/vybory-prezidenta-18-marta-2018-goda/.
4 Сформирован Совет профессионалов избирательного права и процесса // URL: http://www.rfsv.ru/breaking-news/sformirovan-sovet-professionalov-izbiratelnogo-prava-i-protsessa.
5 Укрепить союз теоретиков и практиков // URL: http://www.cikrf.ru/news/cec/43102/.
6 В Свердловской области создан Центр избирательного права // Сайт сетевого издания «Вестник Избирательной комиссии Свердловской области» // URL: http://ikso.org/arhiv/novosti/show/v_sverdlovskoy_oblasti_sozdan_centr_izbirateljnogo_prava/.
7 Садовникова Г.Д. Избирательное законодательство в Российской Федерации: этапы становления и тенденции развития // Актуальные проблемы российского права. – 2015. – № 1. – С. 52.
8 Председатель ЦИК России Элла Памфилова: Мы хотим, чтобы выиграли наши избиратели // Вестник ЦИК России // URL: http://vestnik.cikrf.ru/vestnik/publications/opinions/43170.html.
9 Список использованных источников:
1. В Свердловской области создан Центр избирательного права // Сайт сетевого издания «Вестник Избирательной комиссии Свердловской области» // URL: http://ikso.org/arhiv/novosti/show/v_sverdlovskoy_oblasti_sozdan_centr_izbirateljnogo_prava/.
2. Видеорепортаж о работе в Пятигорске 21–22 мая 2019 года // Официальный сайт Союза МИК России // URL: https://mikrf.ru/news/642/videoreportazh-o-rabote-v-pyatigorske-21-22-maya-2019-/.
3. Заместитель Председателя ЦИК России Николай Булаев: «Мобильный избиратель» имеет потенциал для развития» // Вестник ЦИК России // URL: http://vestnik.cikrf.ru/vestnik/publications/opinions/40593.html.
4. Заседание Ученого совета МГЮА // Официальный сайт МГЮА имени О.Е. Кутафина // URL: https://msal.ru/news/zasedanie-uchenogo-soveta-mgyua2705/.
5. Комарова В.В. Правовые позиции в работе избирательных комиссий: вопросы теории и практики // Lex Russica. – 2014. – № 8. – С. 889.
6. Открылся новый Северо-Кавказский Центр избирательного права и процесса // Официальный сайт Российского центра обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации // URL: http://www.rcoit.ru/news/31979/.
7. Председатель ЦИК России Элла Памфилова: Мы хотим, чтобы выиграли наши избиратели // Вестник ЦИК России // URL: http://vestnik.cikrf.ru/vestnik/publications/opinions/43170.html.
8. Садовникова Г.Д. Избирательное законодательство в Российской Федерации: этапы становления и тенденции развития // Актуальные проблемы российского права. – 2015. – № 1. – С. 52.
9. Соглашение о взаимодействии Избирательной комиссии Краснодарского края и Общественной палаты Краснодарского края // Официальный сайт Избирательной комиссии Краснодарского края // URL: http://www.krasnodar.izbirkom.ru/vybory-prezidenta-18-marta-2018-goda/.
10. Центр избирательного права и процесса // Официальный сайт ЦИПП Волгоградского института бизнеса // URL: http://kzchv.volbi.ru/.
11. ЦИК России презентовала модельный цифровой избирательный участок // Официальный сайт ЦИК России // URL: http://www.cikrf.ru/news/cec/43228/.
12. Эксперимент по голосованию на цифровых избирательных участках // Сайт сетевого издания «Вестник избирательной комиссии Московской области» // URL: http://mosgorizbirkom.ru/web/guest/eksperiment-po-golosovaniu-na-cifrovyh-izbiratel-nyh-ucastkah/.
Пащенко Илья Юрьевич, консультант отдела общественных связей аппарата
Избирательной комиссии Краснодарского края
Источник: http://vestnik.cikrf.ru/vestnik/publications/opinions/44566.html