Репортаж опубликован в рамках Всероссийского конкурса «Мои медиавыборы – 2024».
Мало кому известен такой участник электорального процесса как наблюдатель, однако данный факт не умаляет его значимости как одной из центральных фигур демократизации избирательного процесса.
Одна из основных конституционных гарантий права граждан на непосредственное участие в управлении делами государства реализуется в рамках высшего непосредственного выражения власти народа – проведения референдума и свободных выборов (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ). Наиболее важный аспект проведения выборов - это реализация избирательного права каждого гражданина, который пришёл проголосовать. В свою очередь, электоральный процесс - это инструмент, который позволяет непосредственно выражать собственную гражданскую позицию, он существует вне политических канонов, агитации и выступает посредником между гражданином и государством.
Институт наблюдения представляет собой гарантию реализации принципа обеспечения гласности в проведении выборов. С точки зрения обывателя, наблюдатель выполняет самую простую и очевидную функцию - наблюдает за ходом голосования. Однако с точки зрения избирательного процесса - это одна из ключевых фигур, на которой лежит огромная ответственность в первую очередь перед лицом избирателей - перед лицом народа.
Главная задача наблюдателя – следить за тем, чтобы электоральный инструмент работал без перебоев. Другими словами, именно наблюдатель в пределах законодательно установленных правомочий (п.9 ст. 30 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ") обеспечивает прозрачность и объективность голосования путём пристального надзора за деятельностью конкретной избирательной комиссии, ходом голосования, поведения участников процесса, подсчёта голосов, составления процессуальных документов и прочим. Главная обязанность этой роли – успеть зафиксировать любое существенное или несущественное нарушение на избирательном участке, проконсультироваться с председателем и членами комиссии и при необходимости сообщить о нарушении в штаб. Независимый статус обеспечивается отсутствием прямой подчинённости наблюдателя избирательной комиссии, поэтому институт наблюдения выступает обособленной и беспристрастной структурой в рамках проведения выборов, что подотчётна напрямую общественному объединению/кандидату, его назначающему.
Впервые я узнала об институте наблюдения на модели выборов президента в своей группе в рамках учебной дисциплины конституционного права. Я выступала в роли председателя участковой избирательной комиссии и уже в тот момент ощутила всю сложность избирательного процесса и ответственность его участников, что и породило мой интерес к избирательному праву. Это стало предпосылкой последующего вступления в Молодёжную Избирательную комиссию Вологодской области, где сейчас я замещаю должность секретаря. Однако моё непосредственное знакомство с избирательным процессом произошло в качестве наблюдателя на выборах Президента 2024, которому предшествовала специальная учебно-ознакомительная подготовка к предстоящим выборам. В рамках обучения мы разбирали наиболее каверзные проблемы, которые могут случиться на избирательном участке и способы их разрешения.
С 15 по 17 марта я была наблюдателем от кандидата на избирательном участке № 295 г. Вологды. На участке находились наблюдатели от других общественных объединений, а также представители СМИ, правоохранительные органы и члены избирательной комиссии во главе с председателем.
Мы с другими наблюдателями осматривали помещение для голосования на предмет соответствия закону, проверяли отсутствие агитационных материалов (в том числе за пределами участка на расстоянии 50 м – п. 10 ст. 54 ФЗ), наличие информационного стенда, письменные принадлежности в кабинах для голосования, стационарные и переносные ящики для голосования и т.д. Также мы принимали участие в выездном голосовании и следили за тем, чтобы избирательные права граждан не были нарушены.
На самом избирательном участке голосование происходило в спокойной обстановке, никаких нарушений как со стороны избирателей, так и со стороны комиссии не наблюдалось. Все процессуальные вопросы решались в штатном режиме.
В конце последнего дня голосования нам необходимо было оставаться после 20:00 на избирательном участке и наблюдать за непосредственным подсчётом голосов. Члены УИК по стопочкам сортировали бюллетени, и важно было просмотреть каждый бюллетень на предмет действительности, а также удостовериться в совпадении контрольного числа бюллетеней.
Прошедшие выборы стали опорной точкой для формирования моей личной гражданской позиции с точки зрения таких ролей как избиратель и наблюдатель. Я не просто прочитала закон или учебник по избирательному праву, а сама стала частью электоральной системы, увидела её действие изнутри, достоинства и недостатки. Это стало для меня ценнейшим опытом в первую очередь как для гражданина Российской Федерации.
Реализовывать свои конституционные права – это и значит быть гражданином. Именно активная роль гражданского общества делает государство истинно демократическим. Помимо этого, мне как начинающему юристу было очень интересно сопоставлять закон и его реальное исполнение в рамках избирательного процесса. Я задумалась над тем, что электоральных юристов сейчас существует очень мало и это становится действительной проблемой. Таким образом, первые выборы стали для меня очень важным событием в жизни, и я уверена, что они мне запомнятся надолго.
Автор: Татьяна Алферьева
*Орфография и пунктуация автора сохранены