Материалы доклада лидера Корпуса добровольцев Российского фонда свободных выборов Дианы Гуриевой на заседании международного молодежного дискуссионного клуба «Таврический» на тему «Дистанционное электронное голосование: открытость и доверие», состоявшемся 30 ноября 2023 года в Санкт-Петербурге.
В Молодежной электоральной концепции, утвержденной постановлением Центральной избирательной комиссией РФ от 12 марта 2014 г. № 221/1429-6, закреплено, что одним из основных направлений работы по реализации Молодежной электоральной концепции является взаимодействие с молодежными парламентами.
Для того, чтобы ответить на вопрос: «Зачем необходимо молодежное самоуправление с возможностью проведения прямых электронных выборов?», начнем с Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года.
Согласно документу, ключевой задачей является воспитание патриотично настроенной молодежи с независимым мышлением, обладающей созидательным мировоззрением, профессиональными знаниями, демонстрирующей высокую культуру, в том числе культуру межнационального общения, ответственность и способность принимать самостоятельные решения, нацеленные на повышение благосостояния страны, народа и своей семьи.
В соответствии с разделом III вышеуказанных Основ для достижения целей государственной молодежной политики необходимо решить приоритетные задачи и провести ряд мероприятий, в числе которых, следующие:
- создание условий для самореализации молодежи во всех субъектах Российской Федерации, стимулирование трудовой, образовательной и социальной мобильности молодежи;
- развитие моделей молодежного самоуправления и самоорганизации в ученических, студенческих и трудовых коллективах, а также по месту жительства;
- расширение сети молодежных, физкультурно-спортивных, военно- патриотических и компьютерных клубов, библиотек, художественных кружков и других организаций, доступных для молодежи;
- развитие молодежного самоуправления в образовательных организациях, привлечение молодежных общественных объединений к мониторингу контроля качества образования.
В рамках реализации молодежной политики видится целесообразным внедрение единого подхода к развитию молодежного самоуправления в субъектах Российской Федерации. Для этого требуется соответствующая нормативно-правовая база как на федеральном, так и региональном и муниципальном уровнях.
На данный момент, в частности, молодежный парламентаризм постепенно находит отражение в законах и подзаконных актах субъектов РФ. Деятельность большинства молодежных парламентских структур предусмотрена региональными законами или регулируется специальными Положениями о них.
Молодежный парламентаризм может сыграть важную роль в формировании законодательства РФ о молодежной политике. Его приоритетная задача состоит в том, чтобы молодежь активно участвовала в разработке предложений по совершенствованию действующего законодательства с целью защиты прав и интересов граждан. Такие виды гражданского участия молодежи, как ученические советы, органы студенческого самоуправления, молодежные клубы, молодежные консультативно-совещательные органы при региональных и муниципальных советах, думах, парламентах могут обеспечивать эффективное участие молодежи в общественной жизни страны.
Отличительной особенностью молодежных организаций является то, что они, в первую очередь, отражают интересы молодежи, дают возможность участвовать в демократической жизни страны и управлении общественными делами. Важно, чтобы молодые люди имели равные возможности и выбор. В частности, это может повысить интерес молодежи к институту выборов и осуществлению своих гражданских прав, например, таких как участие в выборах и референдумах.
Согласно п. 17 раздела III Плана мероприятий по реализации Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р, ответственными лицами за организацию и проведение мероприятий, направленных на развитие советов обучающихся (в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования – студенческих советов) являются Минобрнауки России, Росмолодежь, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В данном случае молодежные советы при органах исполнительной власти могут также быть причастными к выработке и реализации инициатив с применением электронных технологий.
В последние годы возрастает роль молодежных избирательных комиссий в формировании молодежных парламентов. Кроме того, молодежные избирательные комиссии организуют широкое информационное освещение выборов в молодежные парламенты, способствуя в целом популяризации выборных институтов и повышению доверия к избирательной системе.
При проведении молодежных выборов молизбиркомы применяют современные информационные технологии, в том числе технологию блокчейн. Данная технология лежит в основе дистанционного электронного голосования в Российской Федерации.
В регионах имеется опыт запуска цифровых платформ для проведения выборов представителей молодежных парламентов. Потенциальные кандидаты проходят процедуру регистрации на сайте в сети Интернет. По упрощенной процедуре регистрационные действия осуществляют избиратели и иные участники избирательного процесса. В результате избирательный процесс реализуется в виртуальном пространстве, а процедура голосования и подведения итогов осуществляется в электронной форме.
Представляется целесообразным аккумулирование опыта молодежных избирательных комиссий по проведению выборов, в том числе с использованием современных информационных технологий.
В Саратовской области в 2018 году выборы в Молодежный парламент при Саратовской областной Думе были признаны крупнейшими в истории онлайн-голосования с применением блокчейна – в них приняли участие более 40 000 избирателей, которые установили на личных мобильных гаджетах систему Polys или воспользовались устройствами, установленными на 110 избирательных участках.
Для проведения выборов на территории Саратовской области были созданы 47 одномандатных избирательных округов в муниципальных районах области и районах города Саратова, а также 8 одномандатных избирательных округов в высших учебных заведениях города. На основе этой же системы состоялись очередные выборы в Молодежный парламент Саратовской области 18 февраля 2022 года.
В Свердловской области с 26 по 28 февраля 2021 года состоялись дистанционные выборы в Молодежный парламент. Впервые в России вся кампания – выдвижение кандидатов, агитация, само голосование и подведение итогов состоялись в сети Интернет. Для того чтобы принять участие в данных выборах, необходимо было пройти регистрацию на платформе МИКСО.РФ. Процедура голосования на основе технологии блокчейн обеспечивала не только тайну голосования, но и позволяла избирателю проверить, верно ли учтен его голос.
В августе 2019 года в Республике Татарстан состоялось онлайн-голосование через портал «Госуслуги» на выборах в Молодежные парламенты при представительных органах муниципальных районов республики. Голосование проходило в смешанном формате в несколько этапов, в том числе с этапом конкурсного отбора.
В апреле 2022 года по итогам Второго Всероссийского конкурса «Учимся выбирать», организованного Российским фондом свободных выборов, проект «Электоральная команда Алании» был рекомендован к внедрению.
С 6 по 8 сентября 2022 года Молодежная избирательная комиссия при поддержке Центральной избирательной комиссии РСО-Алания и Российского фонда свободных выборов провела модельные выборы в региональный молодежный парламент в рамках учебно-деловой игры «Электоральная команда Алании».
В качестве кандидатов в депутаты Молодежного парламента республики было зарегистрировано 83 представителя молодежи из Владикавказа и 8 районов республики, 35 из которых стали победителями, набрав максимальное число голосов избирателей.
В течение двух дней голосования поступило 9369 заявок. 7355 молодых избирателей возрасте от 18 до 35 лет приняли участие в выборах, 2014 – не реализовали активное право: 1467 – было отказано, 547 – не воспользовались ссылкой для голосования.
Выборы в Молодежный парламент в рамках проекта «Учебно-деловая игра. Электоральная команда Алании» проводились по одномандатным либо многомандатным округам. Количество мандатов в округе определялось, исходя из численности избирателей от 18 до 35 лет в соответствующем районе. Для проведения голосования также были оборудованы помещения для территориальных молодежных избирательных комиссий в Левобережной части г. Владикавказа, Правобережной части г. Владикавказа и в районах РСО-Алания: Алагирском, Ардонском, Дигорском, Ирафском, Кировском, Моздокском, Правобережном, Пригородном.
Голосование проводилось при посещении участка с выдачей электронного бюллетеня либо при переходе по ссылке для голосования в сети Интернет.
В рамках учебно-деловой игры «Электоральная команда Алании» медианаблюдателями Российского фонда свободных выборов был проведен мониторинг выборов в республиканский молодежный парламент, нарушений не выявлено. Представители РФСВ отметили, что позитивный опыт проведения выборов в органы молодежного самоуправления с использованием дистанционных форм голосования в Северной Осетии достоин масштабирования в регионах России.
В 2022 году истек срок полномочий членов Молодежного парламента III созыва. 28 февраля 2023 года Парламент РСО-Алания внес изменения в Постановление и объявил о старте избирательной кампании, полномочия по организации и проведению выборов были возложены на Молодежную избирательную комиссию РСО-Алания. В соответствии с поправками Молодежный парламент избирается на 2 года в количестве 35 человек. Право избирать членов Молодежного парламента имеют граждане Российской Федерации в возрасте от 18 до 35 лет, зарегистрированные на территории Республики Северная Осетия-Алания. Правом быть избранными в Молодежный парламент обладают граждане Российской Федерации в возрасте от 18 до 35 лет, зарегистрированные на территории Республики Северная Осетия-Алания.
С 28 февраля до 14 апреля 2023 года проходил прием документов от кандидатов. С 9 по 26 апреля избиратель должен был зарегистрироваться на специализированной платформе. Зарегистрированным гражданам направлялись ссылки на аутентификацию через ЕПГУ (Госуслуги). В случае успешного прохождения регистрации избиратель получал электронный бюллетень.
Каждый избиратель голосовал лично, электронное голосование за других избирателей не допускалось. В голосовании за кандидатов по муниципальному образованию приняли участие избиратели, зарегистрированные на территории данного муниципального образования.
При проведении электронного голосования анонимизированные результаты автоматически зашифровывались системой и сохранялись в зашифрованном виде. Комиссия на основании сводных данных об итогах электронного голосования не позднее чем на второй день после дня электронного голосования определила результаты голосования и составила протоколы о результатах голосования по каждому муниципальному образованию.
В адрес Молодежной избирательной комиссии поступило 202 заявки от кандидатов, из которых 175 – зарегистрировано, 26 – отказано в регистрации, 1 – отказался от участия в выборах после регистрации. 9588 избирателей в возрасте от 18 до 35 лет приняли участие в голосовании с применением электронных форм голосования. По итогам выборов был сформирован новый созыв Молодежного парламента РСО-Алания в количестве 35 человек сроком на 2 года.
«Электоральная команда Алании» и выборы в Молодежный парламент Республики Северная Осетия-Алания продемонстрировали высокую заинтересованность и живой интерес молодых избирателей республики к использованию современных технологий в избирательном процессе.
Презентация к выступлению (скачать)
Лидер Корпуса добровольцев Российского фонда свободных выборов Диана Гуриева
Напомним, по приглашению Российского фонда свободных выборов в работе заседания международного молодежного дискуссионного клуба «Таврический», состоявшегося в рамках научно-практической конференции, посвященной 30-летию избирательной системы России, приняли участие наиболее активные авторы и участники сайта Межрегионального Клуба молодых избирателей из Республики Северная Осетия-Алания, Ленинградской, Нижегородской, Новгородской, Самарской областей и города Санкт-Петербурга.
На полях конференции они были награждены благодарственным письмом РФСВ за активное участие в социально ориентированных проектах по правовому просвещению и информированию избирателей о выборах.
Источник: РФСВ