Никита Зуев о БРИКС как основе формирования многополярного мира

Никита Зуев о БРИКС как основе формирования многополярного мира

Идея многополярного мира представляет собой отдельно взятое направление в рамках теории международных отношений, согласно которой в пределах глобальной политической арены предполагается установление так называемого баланса сил, в соответствии с которым единая ресурсная база распределена примерно поровну между рядом ведущих держав мира. При этом, речь в данном случае касается не только экономического аспекта, но и политического, подразумевая отсутствие гегемона, оказывающего влияние на все процессы и события и устанавливающего так называемые общие для всех «правила игры».

Важно отметить, что весомый вклад в развитие идеи многополярного устройства мира принадлежит российским исследователям. Так, в работах И. Истомина говорится о так называемом образе «желаемого будущего» для России, согласно которому страны глобального Юга, Китай, государства Европейского Союза и Япония должны стать абсолютно независимыми от гегемона. При этом в данном контексте России отводится особая роль «балансира», то есть ведущий силой, отвечающей за установление и поддержание мирового баланса сил.                                        

Согласно теоретическим взглядам А. Дугина, во всём мире, за исключением Китая и Индии, практически не существует стран, которые могли бы выступить в качестве адекватного противовеса «великим державам» Запада, тем самым создав определённую «зону максимальной концентрации незападной силы».

Не менее известными являются взгляды одного из идеологов многополярного мироустройства Е. М. Примакова. В своей книге «Мир без России? К чему ведёт политическая близорукость» Примаков определяет многополярность как объективно складывающуюся картину мира, согласно которой происходит процесс объединения новых мировых полюсов на фоне противодействия таким глобальным вызовам и проблемам как распространение ядерного оружия, международный терроризм, локальные вооружённые конфликты. Кроме того, именно Примакову принадлежит авторство инициативы, в соответствии с которой предполагается создание стратегического союза России, Индии и Китая (РИК), так называемого «стратегического треугольника». Именно эта идея во многом стала прообразом объединения стран БРИКС. 

В 2019 году министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил, что объединение БРИКС является воплощением многополярности, многополярной дипломатии, подразумевающей, что пять государств с разных континентов совместно продвигают единые подходы к мировой экономике, и к мировой политике. Комментируя принципы многополярного мира, заложенные Евгением Примаковым, Лавров подчеркнул, что таковые лежат в основе лежат в основе всех редакций Концепции внешней политики РФ, которые в свою очередь подразумевают: твёрдое отстаивание национальных интересов, прагматизм при принятии решений, многовекторность, предполагающую готовность к сотрудничеству с любой страной мира, если от таковой исходит готовность к этому на условиях взаимного уважения, равноправия и поиска баланса сил.

Говоря непосредственно об организации БРИКС, следует сконцентрировать внимание на таких аспектах как историческое развитии объединения и его организационная структура. Впервые термин «БРИК» был введён в оборот американским экономистом Джимом О’Нил в 2001 году. В 2003 году «Goldman Sachs» выпустил доклад, посвященный развитию мировой экономики. В нем вновь продвигалась концепция, согласно которой экономики стран БРИК к 2050 году должны будут превзойти ведущие западные экономики по объему ВВП. На этот раз прогноз спровоцировал рост интереса к группе БРИК со стороны экспертов, журналистов и инвесторов и послужил поводом к интеграционным процессам между странами.                                                                  

Первое практическое взаимодействие четырёх государств началось в 2006 году в рамках сессии Генеральной Ассамблеи ООН, на встрече глав внешнеполитических ведомств. Именно тогда «четвёрка» достигла договорённостей относительно взаимного сотрудничества и развития. В 2008 году в рамках саммита «G8» прошла первая встреча глав государств России, Китая, Индии и Бразилии. Год спустя в Екатеринбурге состоялся первый саммит объединения БРИК. В 2010 году новым членом межгосударственной структуры стала Южная Африка. Именно с этого момента в обиход вошла привычная на сегодняшний день аббревиатура БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР). Говоря об институциональных характеристиках БРИКС следует отметить, что в основе данного объедения функционируют специальные рабочие группы, каждая из которых отвечает за отдельное направление (здравоохранение, сельское хозяйство, информационная безопасность, наука и инновации и пр.). В рамках БРИКС также действует несколько специальных отраслевых структур, в числе которых Альянс бирж, Научный совет, Совет экспертных центров. В 2015 году был завершён процесс оформления Пула валютных резервов, предназначенный для использования в чрезвычайных ситуациях, а также Банк развития БРИКС, основная цель которого – осуществлять финансирование инфраструктурных проектов как на территории стран БРИКС, так и развивающихся государств. В 2017 году были запущены первые 7 из 21 магистерских программ Сетевого университета БРИКС, в который включены 56 вузов стран – членов объединения.

Основываясь на анализе лишь этих вышеперечисленных фактов вполне обоснованным следует считать вывод о том, что сегодня у объединения БРИКС существуют все реальные шансы стать основой для построения многополярного мира, а конкретные результаты его деятельности могут послужить основанием для кардинального пересмотра мировой системы взаимоотношений между государствами, сложившейся в настоящий момент.

Последние глобальные вызовы, такие как пандемия «COVID-19» и последовавший за ней мировой экономический кризис, наглядно продемонстрировали необходимость к межгосударственному взаимодействию, имея в виду лицензирование и поставки вакцин против коронавируса. Безусловно, в рамках концепции многополярного мироустройства национальные интересы государства играют далеко не последнюю роль. Однако зацикливание на них на фоне активного проявления всеобщей опасности мировой безопасности и устойчивого развития – стратегия, заранее обреченная на провал. Невозможно при подобных условиях оставаться в стороне, надеясь, что кризис рано или поздно завершиться. Мировая политика – это, прежде всего, командная игра, где, при учёте всей совокупности конкретных национальных интересов и целей каждого отдельно взятого игрока, жизненно необходимо осуществлять поиск путей решения общих проблем и вызовов. Практика показывает, что попытки утвердить однополярное устройство мира выражаются в виде отсутствия политической самостоятельности государств в вопросах обеспечения национальной безопасности, экономического суверенитета и культурной идентичности. Наиболее ярко подобное явление проявление на примере государств Европейского Союза в отношениях с Россией. Политика навязывания гегемоном своей воли идущей вразрез с национальными интересами других самостоятельных субъектов международных отношений, напрямую угрожает их же суверенитету.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, следует сделать вывод о том, что на сегодняшний момент мир критически нуждается в пересмотре глобальной системы межгосударственного сосуществования и её замены на принципы многополярности. В этом отношении практический опыт объединения БРИКС может послужить отправной точкой при условии запуска подобного процесса.

© Никита Зуев, заместитель Председателя Союза МИК России

30 апреля 2022

Поделиться в соц. сетях
Мы в соц. сетях: