15 декабря 2021 года Центральная избирательная комиссия Российской Федерации утвердила Концепцию повышения правовой культуры избирателей в Российской Федерации на 2022–2024 годы. С текстом Постановление Вы можете ознакомиться ниже.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 74/629-8
О Концепции повышения правовой культуры избирателей в Российской Федерации на 2022–2024 годы
В соответствии с подпунктом «в» пункта 9 статьи 21 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить Концепцию повышения правовой культуры избирателей в Российской Федерации на 2022–2024 годы (далее – Концепция правового просвещения) (прилагается).
2. Федеральному казенному учреждению «Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации» (Ю.С. Чернова) совместно с Аппаратом Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (О.В. Боброва), федеральным государственным казенным учреждением «Федеральный центр информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации» (А.Ю. Сокольчук), избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, территориальными избирательными комиссиями и избирательными комиссиями муниципальных образований обеспечить выполнение мероприятий, связанных с повышением правовой культуры избирателей в Российской Федерации в 2022–2024 годах.
3. Федеральному казенному учреждению «Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации» (Ю.С. Чернова) при формировании сводных планов основных мероприятий федерального казенного учреждения «Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации» по обучению организаторов выборов и иных участников избирательного процесса, повышению правовой культуры избирателей в Российской Федерации на 2022, 2023 и 2024 годы включать мероприятия по реализации Концепции правового просвещения с учетом проведения федеральных, региональных и муниципальных выборов.
4. Избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации ежегодно разрабатывать и реализовывать мероприятия по повышению правовой культуры избирателей с учетом Концепции правового просвещения.
5. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления оказывать избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации содействие в реализации мероприятий по повышению правовой культуры избирателей.
6. Возложить координацию и контроль за реализацией Концепции правового просвещения на члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации А.Ю. Шутова.
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на секретаря Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Н.А. Бударину.
8. Опубликовать настоящее постановление в официальном печатном органе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации – журнале «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации» и официальном сетевом издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации».
Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
Э.А. Памфилова
Секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
Н.А. Бударина
Концепция повышения правовой культуры избирателей в Российской Федерации на 2022–2024 годы
1. Введение
Концепция повышения правовой культуры избирателей в Российской Федерации на 2022–2024 годы (далее – Концепция правового просвещения) разработана в соответствии с подпунктом «в» пункта 9 статьи 21 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которому Центральная избирательная комиссия Российской Федерации обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции.
Правовая культура – правовой менталитет общества – характеризует такое состояние правосознания, при котором право является социальной ценностью. Избиратель, обладающий высокой правовой культурой, должен не только ориентироваться в законодательстве о выборах и обладать позитивным (основанным на уважении права) правосознанием, но и иметь навыки применения норм закона.
Повышение правовой культуры (правовое просвещение) избирателей представляет собой целенаправленную и систематическую деятельность государства и общества по формированию у граждан государства всеобъемлющих знаний о праве, отношения к праву и навыков правового поведения.
Концепция повышения правовой культуры избирателей предусматривает проведение долгосрочных и оперативных мероприятий информационного, разъяснительного, организационного характера, направленных на создание разнообразных полномасштабных форм правового просвещения избирателей, в том числе молодых и будущих.
Основными функциями правового просвещения являются:
Главной целью Концепции повышения правовой культуры избирателей является формирование единого подхода к осуществлению правового просвещения избирателей.
Достижению этой цели способствуют следующие задачи:
Реализация Концепции правового просвещения предполагает непрерывность, системность форм и методов правового просвещения избирателей и предусматривает разработку планов мероприятий на федеральном и региональном уровнях.
В реализации мероприятий Концепции правового просвещения принимают участие:
2. Механизм реализации Концепции правового просвещения
Основными принципами реализации Концепции правового просвещения являются:
Инструментами реализации Концепции правового просвещения являются:
В целях реализации Концепции правового просвещения разработан Перечень мероприятий по повышению правовой культуры избирателей в Российской Федерации на 2022–2024 годы (далее – Перечень мероприятий) (прилагается).
На основании указанного Перечня мероприятий и с учетом планов и поручений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, предложений федеральных министерств, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, образовательных и других организаций осуществляется ежегодное планирование мероприятий по повышению правовой культуры избирателей в Российской Федерации в рамках подготовки сводного плана основных мероприятий федерального казенного учреждения «Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации» по обучению организаторов выборов и иных участников избирательного процесса, повышению правовой культуры избирателей в Российской Федерации на очередной календарный год.
При планировании должны учитываться:
Аналогичная работа проводится избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации с учетом сводного плана основных мероприятий федерального казенного учреждения «Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации» по обучению организаторов выборов и иных участников избирательного процесса, повышению правовой культуры избирателей в Российской Федерации на очередной календарный год и в соответствии с утверждаемыми распоряжением ЦИК России основными направлениями расходования средств федерального бюджета, выделенных избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации на совместные мероприятия по обучению организаторов выборов и иных участников избирательного процесса на соответствующий календарный год.
3. Организационно-методическое обеспечение деятельности по повышению правовой культуры избирателей
Повышение правовой культуры избирателей заключается в формировании осознанного подхода к участию в выборах, обеспечении информированности избирателей и понимания ими лежащих в основе государственного устройства политико-правовых процессов.
Правовой базой при просвещении избирателей в области избирательного права и избирательного процесса являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иные федеральные законы о выборах и референдуме Российской Федерации, законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации о выборах и референдумах.
Правовое просвещение осуществляется на основе мероприятий, направленных на неограниченное число избирателей (общее правовое просвещение) и на отдельные группы избирателей (специализированное правовое просвещение).
Мероприятия общего характера направлены на формирование интереса граждан к политико-правовой сфере жизни общества, обеспечение деятельного участия граждан в выборах и референдумах, разъяснение норм избирательного законодательства и особенностей избирательного процесса. Такие мероприятия могут быть проведены с использованием различных форм информационно-разъяснительной работы с избирателями, в том числе дистанционных – при помощи информационно-разъяснительных телеграм-каналов ЦИК России и РЦОИТ при ЦИК России (телеграм-канал «Электорий»). Кроме того, предполагается проведение вебинаров и подготовка информационно-разъяснительных аудио- и видеоматериалов для избирателей по вопросам избирательного права и избирательного процесса для размещения на канале «Просто о выборах» видеохостинга YouTube.
Данное направление реализации Концепции правового просвещения предполагает также подготовку, издание и распространение печатных материалов: листовок, лифлетов, брошюр, памяток, журналов, сборников материалов и документов, методических материалов и учебных пособий по различным аспектам организации и проведения избирательных кампаний, повышению правовой культуры избирателей, а также подготовку и опубликование материалов информационно-разъяснительного характера.
Мероприятия, направленные на общее правовое просвещение избирателей, включают также организацию встреч с членами избирательных комиссий.
Мероприятия, составляющие специализированное правовое просвещение, предполагают повышение правовой культуры отдельных групп избирателей.
Специализированное правовое просвещение проводится в том числе в старших классах общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования в рамках изучения предметов общей подготовки, а также в ходе общественно-гуманитарной подготовки личного состава войсковых подразделений.
Основой специализированного правового просвещения должны стать постоянно актуализируемые в соответствии с изменениями, вносимыми в избирательное законодательство, методические и учебные материалы по вопросам избирательного права и избирательного процесса для различных возрастных категорий избирателей, разрабатываемые во взаимодействии с юристами, политологами и политконсультантами. При подготовке комплексных методических и учебных материалов по вопросам избирательного права и избирательного процесса должен быть использован практикоориентированный подход.
В соответствии с современными тенденциями организации процесса обучения отдельные компоненты комплексных материалов по избирательному праву и избирательному процессу могут быть выполнены в электронной форме, доступной для скачивания и использования в формате электронных книг, планшетов и смартфонов (электронный учебник по избирательному праву и избирательному процессу в Российской Федерации, электронный практикум по избирательному праву и избирательному процессу в Российской Федерации).
Для подготовки преподавателей по избирательному праву и избирательному процессу для общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования необходимы унифицированные методические материалы и периодические занятия в форме вебинаров, видеоконференций по актуальным вопросам избирательного права.
Кроме того, единство информационно-методической базы правового просвещения избирателей обеспечивается путем включения сведений о выборах, проводившихся в Российской империи, Советском Союзе, Российской Федерации, в тематические экспозиции масштабного проекта исторических парков «Россия – Моя история».
Экспозиция исторических парков «Россия – Моя история» подготовлена при поддержке Администрации Президента Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации на основе материалов российских исторических архивов и книгохранилищ. Единая экспозиция на мультимедийных носителях с использованием современных выставочных технологий, подготовленная на федеральном уровне, дополнена блоками информации, содержащими исторические данные, которые находятся в научном обиходе историков в субъектах Российской Федерации и представляют значительный интерес. Включение расширенной информации о проводившихся избирательных кампаниях будет способствовать правовому просвещению и популяризировать деятельность системы избирательных комиссий.
4. Обобщение и систематизация опыта деятельности по повышению правовой культуры избирателей
В целях распространения наиболее эффективных практик реализации информационно-разъяснительных мероприятий для избирателей РЦОИТ при ЦИК России во взаимодействии с Аппаратом ЦИК России осуществляет мониторинг деятельности избирательных комиссий в области правового просвещения избирателей как в период подготовки и проведения выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, так и в межвыборный период. В рамках мониторинга собираются, систематизируются, анализируются и обобщаются сведения о количестве проведенных информационно-разъяснительных мероприятий, о числе принявших участие в мероприятиях избирателей, о тематике и форме проведения мероприятий, об использованных информационно-разъяснительных материалах и технологиях (включая дистанционные), об организаторах (соорганизаторах) и месте проведения мероприятий.
По итогам мониторинга информационно-разъяснительные материалы, использованные для проведения мероприятий с избирателями, размещаются в электронной библиотеке на сайте РЦОИТ при ЦИК России. Также материалы могут быть опубликованы в изданиях ЦИК России (периодических печатных изданиях, сборниках информационно-аналитических материалов, сборниках методических материалов).
Кроме того, в целях мониторинга качества мероприятий предполагается ежегодное проведение комбинированных социологических исследований по вопросам правового просвещения.
5. Мероприятия по повышению правовой культуры избирателей
Мероприятия, составляющие основу правового просвещения избирателей, проводятся непрерывно как в период проведения избирательных кампаний всех уровней, так и в межвыборный период. Специализированное правовое просвещение в образовательных организациях осуществляется исходя из особенностей учебного процесса, специализации, программы обучения, возраста обучаемых, иных факторов.
Реализация мероприятий по правовому просвещению избирателей достигается в результате совместной целенаправленной работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий, образовательных организаций, библиотек, средств массовой информации. В настоящее время правовое просвещение избирателей проводится ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации в различных формах и включает в себя следующие мероприятия:
В целях реализации Концепции правового просвещения осуществляется сотрудничество с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Министерством просвещения Российской Федерации, образовательными организациями по следующим основным направлениям:
Отдельным направлением работы по правовому просвещению избирателей является взаимодействие с молодежными избирательными комиссиями. Молодежные избирательные комиссии, создаваемые при избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации, являются одним из источников для пополнения кадрового резерва избирательной системы.
Члены молодежных избирательных комиссий могут привлекаться к проведению просветительских мероприятий и мероприятий информационно-разъяснительной направленности для различных групп избирателей. Кроме того, члены молодежных избирательных комиссий могут оказывать содействие в деятельности информационно-правовых центров, в том числе на базе высших учебных заведений (в так называемых юридических клиниках), в части разъяснения избирательного законодательства и информирования о деятельности избирательных комиссий.
Избирательные комиссии в рамках сотрудничества с волонтерскими организациями также реализуют социально ориентированные общественные проекты, направленные на правовое просвещение граждан с ограниченными возможностями здоровья и оказание содействия в реализации избирательных прав избирателям, имеющим инвалидность.
Важную роль в правовом просвещении играет взаимодействие с библиотеками в сфере информационной, культурной, просветительской, научной и образовательной деятельности по вопросам, связанным с организацией и проведением выборов, референдумов. Фонд библиотек должен пополняться периодическими и иными печатными изданиями ЦИК России и РЦОИТ при ЦИК России: журналом «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации», научно-аналитическим журналом «Гражданин. Выборы. Власть», изданиями серии «Современные избирательные системы», ежегодным сборником конкурсных работ в области избирательного права и избирательного процесса и другими изданиями по тематике избирательного права и избирательного процесса согласно утвержденным в установленном порядке расчетам рассылки. Кроме того, библиотеки являются площадкой для проведения различных информационно-разъяснительных, обучающих и других мероприятий с различными группами избирателей; в библиотеках могут организовываться выставки и экспозиции материалов, относящихся к деятельности избирательных комиссий.
Совершенствование информационного обеспечения – одна из важнейших основ развития демократических принципов открытости и гласности в деятельности избирательных комиссий всех уровней. Необходимо продолжить практику проведения ЦИК России конкурса среди журналистов на лучшее освещение в СМИ выборов и вопросов избирательного права, а также конкурса среди работников региональных и муниципальных библиотек на лучшую организацию информационно-разъяснительной работы.
6. Финансирование
В соответствии с пунктом 1 статьи 57 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» финансирование расходов, связанных с повышением правовой культуры избирателей, производится избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета Российской Федерации и (или) местного бюджета).
Финансирование расходов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, связанных с повышением правовой культуры избирателей, осуществляется за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий календарный год избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации на совместные мероприятия по обучению организаторов выборов и иных участников избирательного процесса, повышению правовой культуры избирателей, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов с учетом фактического поступления средств из соответствующего бюджета, иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Финансирование расходов РЦОИТ при ЦИК России, связанных с повышением правовой культуры избирателей, производится в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год РЦОИТ при ЦИК России на проведение мероприятий по обучению организаторов выборов и иных участников избирательного процесса, повышению правовой культуры избирателей в Российской Федерации.
Организация и проведение мероприятий в рамках реализации Концепции правового просвещения осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
7. Ожидаемые результаты от реализации Концепции правового просвещения
Реализация Концепции правового просвещения будет способствовать:
Результатом реализации мероприятий, предусмотренных Концепцией правового просвещения, станет повышение правовой культуры избирателей, в том числе молодых и будущих, в Российской Федерации в области избирательного права и избирательного процесса, а также формирование и совершенствование единого подхода к правовому просвещению избирателей, обеспечивающему активное участие избирателей в выборах и референдумах и позволяющему повысить их гражданскую ответственность.
Источник: Официальный сайт Центральной избирательной комиссии Российской Федерации