28 ноября состоятся выборы депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. Помимо мониторинга голосования непосредственно в Кыргызстане, медианаблюдатели РФСВ в качестве международных наблюдателей от МПА СНГ будут наблюдать за тем, как проходят выборы в парламент Кыргызской Республики на избирательных участках в Москве, Краснодаре, Иркутске, Екатеринбурге, Новосибирске и Томске. В рамках подготовки к этой миссии автором предпринята попытка проанализировать электоральную ситуацию в Кыргызстане.
Нестабильность социально-экономической и политической систем, которая длительное время подпитывалась перманентным негативным влиянием глобальной пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19) довольно ярко отразилась на внутриполитической системе Кыргызской Республики. Описываемые трансформации привели к всплеску гражданского недовольства и гражданской протестности после обнародования предварительных итогов выборов депутатов Жогорку Кенеша в октябре 2020 года.
Учитывая высокий уровень внутригосударственной напряжённости и начало различных акций гражданского неповиновения и гражданского несогласия, которые в дальнейшем были квалифицированы различными политическими силами как: «протесты», «политический кризис» и даже «революция», Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики признала недействительными итоги голосования, а президент Кыргызской Республики Сооронбай Шарипович Жээнбеков добровольно ушел в отставку.
Решением внутриполитического кризиса стало формирование «Правительства согласия» во главе с Премьер-министром Садыром Нургожоевичем Жапаровым, который впоследствии (в январе 2021 года) был избран Президентом Кыргызстана. Важнейшим решением в сложившейся ситуации стало назначение новых выборов в Жогорку Кенеш.
Выборы депутатов Жогорку Кенеша в 2021 году являются закономерным окончанием последовательного процесса легитимного, демократического перехода представительной власти внутри Кыргызской Республики.
В период подготовки избирательного процесса различные политические силы и отдельные представители политического истеблишмента провозгласили идеологию «чистых и честных выборов». В стране начали происходить системные трансформации в сфере публичного (государственного) управления и организации избирательного процесса.
Рассмотрим основные изменения избирательного процесса в Кыргызской Республике, которые в большинстве своём нашли отражение в Конституционном Законе Кыргызской Республики «О внесении изменений в конституционный Закон Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» от 26 августа 2021 года № 103 и сформировали целостный электоральный нормативно-правовой акт – Конституционный Закон Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» от 2 июля 2011 года № 68.
Можно выделить ряд положительных трансформаций:
Одновременно, на мой взгляд, можно выделить и некоторые аспекты, несущие в себе политические и электоральные риски:
Следует также отметить неоднозначные новации избирательного права Кыргызстана в сфере квотирования. Для регистрации партийных списков теперь необходимо соблюсти следующие правила:
Факты массового выхода женщин из партийных списков по «собственному желанию» после получения партиями мандатов в Ошском городском кенеше свидетельствуют о том, что квотирование может быть использовано некоторыми политическими силами как грязная технология продвижения нужных кандидатов посредством последующего вывода из партийных списков женщин и молодежи (к примеру: Сакматова И.Б.; Махмутова С.М.; Мамырова А.А. и другие ).
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить, что значение предстоящих выборов для формирования электоральных инструментов и стратегий ближайшего будущего нельзя недооценивать. Предоставленная мне возможность быть международным наблюдателем дает огромный материал для последующего анализа и научной работы.
Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить за эту уникальную возможность Международный институт мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников МПА СНГ, Российский фонд свободных выборов, ЦИК России и избирательную комиссию Томской области.
ОБ АВТОРЕ
Туманян Гарник Вагинакович – аспирант кафедры Гуманитарных проблем информатики, философского факультета Национального исследовательского Томского государственного университета, заместитель председателя Молодёжной избирательной комиссии Томской области, член территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Томска с правом решающего голоса.
Достижения:
Источник: Официальный сайт Российского фонда свободных выборов